20 апреля Президент Казахстана Н.А. Назарбаев подписал поправки в Закон по вопросам государственного регулирования производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов. «Предложено пункт статьи Налогового кодекса дополнить нормой, (что) крупные ресурсодержатели могут реализовывать нефтепродукты на автозаправочных станциях субъектов малого и среднего бизнеса. В статью закона внесены поправки, уточняющие обязанности производителей нефтепродуктов. Предложено наделить Министерство энергетики правом утверждать основные показатели производственных мощностей крупных НПЗ и их характеристики», - скупо сообщила тогда официальная хроника.
За этими словами стоит более чем двухлетняя кропотливая работа юристов АО «КМГ-ПМ», которые стремились адаптировать законодательство к новым рыночным реалиям.
О том, как специалисты переработали отраслевое законодательство, рассказывает директор Департамента правового обеспечения Диаз Диянов.
- Эту работу начали порядка двух лет назад мои коллеги Ерен Дуйсенбинов, Анара Утемисова, Талгат Букобаев, заместитель директора Департамента правового обеспечения АО «НК «КМГ» Ильяс Ерназаров потом к ней подключился и я. Работа над разными поправками заняла разное время, но в целом мы реализовали проект за 2 года.
Как юрист КМГ-ПМ, прошедший опыт госслужбы, я пришел в компанию с убеждением, что менять законодательство можно и нужно. Много лет назад работа юридической службы сводилась к правовой экспертизе документов. Но с приходом нового менеджмента кКомпании пришло и понимание необходимости развития, и здесь вторжение в законодательное поле становится неизбежным.
- Что в законе перестало отвечать жизненным реалиям? Какие поправки исправили несоответствие?
- Сказать, что отраслевой закон категорически устарел, нельзя. Но отдельные статьи требовали пересмотра. На совещаниях с производственниками мы понимали, что отдельные положения закона вступают в противоречие с тем, что несет в себе модернизация, что нет законченности в процессе нормативно-технического регулирования работы НПЗ и так далее.
Наши управленцы отчетливо понимали, что в отрасли назрела необходимость привлечения ресурсов частного предпринимательства в работу АЗС. Закон охранял приоритет государственного участия в этой сфере. Но сам Глава государства призывает допустить частное предпринимательство во все сферы, положить конец госмонополии, где это только возможно. В нашей отрасли самое благодатное поле для частной инициативы – это АЗС.
Так возникли поправки по вопросам франчайзинга. Они предполагали, что бизнес будет платить за бренд, но для свободы предпринимательства на АЗС КМГ будут действовать все формы продаж: и за наличные, и по талонам. С точки зрения фискальных органов разрешение частникам торговли по талонам было очень сомнительным. Министерство финансов боялось потерять контроль над налогообложением при обороте нефтепродуктов. Министерство сомневалось, не давало согласования, вопрос затягивался.
Мы искали аргументы для Минфина, пытались понять их сомнения. В итоге - подробно прописали и принципы франчайзинга, и закрепили в поправках незыблемость государственных интересов. Убеждали, что если законодательство улучшится, то фискальная база, напротив, вырастет, отчисления в бюджет - тоже.
Иногда мы и сами не верили, что эту поправку примут… Но вера в успех и где-то даже упрямство помогли нам провести нужные инициативы.
В результате, мы облегчили доступ предпринимателей в отрасль, открыли шлюзы программе «CODO». Сейчас пока рано говорить о громком успехе, слишком мало времени прошло. Однако мы запустили механизмы партнерства, расширили почву для продаж – и это уже неплохо.
- Можно представить, какая это долгая и кропотливая работа - изменение закона. Что было самым сложным?
- Законотворчество, действительно, нелегкий процесс. Главное в нем было выполнить задачу «не навреди». Поправки затрагивают непосредственно работу НПЗ, – основу основ отрасли, и мы старались учесть все пожелания производственников.
Так, законодательно была закреплена возможность загрузки НПЗ продуктами переработки нефти, т.е. переработки не только газового конденсата и нефти, но и легких фракций. Соответственно, есть шанс получать на выходе больше светлых нефтепродуктов. От этого, по нашим расчетам, выигрывает и отрасль, и государство, поскольку Казахстану важно отвоевать у конкурентов большую часть рынка реализации светлых нефтепродуктов. Для этого бензин, дизтопливо, элементарно, должны быть в стране в достаточном количестве. Одновременно мы увеличиваем загрузку НПЗ, стимулируем производство востребованных видов топлива.
Еще пример: до поправок специальную нормативно-техническую документацию для НПЗ Министерство энергетики не утверждало. В результате наши показатели могли трактоваться налоговыми органами, как угодно. Было трудно доказывать расходы, потери. Сейчас Минэнерго берет на себя эту ответственность, и сегодня наш производственный блок работает над составлением НТД для утверждения министерством. Когда основные нормативы будут регламентированы, и нам, и заводам и Минэнергетики работать будет проще, поскольку производство и реализация нефтепродуктов в РК будут идти по сбалансированному сценарию.
С помощью поправок мы уравняли в полномочиях НПЗ и железную дорогу, аэропорты, трубопроводную отрасль, которые могут принудительного изымать земли под свои нужды, а заводы не могли. Государство ставит задачу развивать производственный сектор, а эта поправка непосредственно способствует завершению модернизации НПЗ.
Еще одним вопросом, который был нами взят в работу, – перенос внедрения контрольных приборов учета. По ним нужно было изменить сроки внедрения, потому что рынок не были готов к замене КПУ в 2016-2017 годах. За оставшиеся полгода установить новые приборы, учитывая проведение закупа, монтаж, пусконаладку и т.д., невозможно. Мы провели работу по изменению сроков и требований к КПУ и добились хороших результатов - сдвинули сроки реализации на 2017-2018 годы. Изменили и требования к приборам, закрепив норму, что при условии технической исправности могут оставаться работе действующие приборы, и их показатели признаются налоговыми органами.
- Каковы ваши ожидания от внесения поправок и изменений в закон?
- Не могу сказать, что для меня и Департамента правового обеспечения проект закрыт. Нас волнует сегодня реализация поправок, окажут ли они на отрасль то позитивное влияние, которое мы прогнозировали. Должно пройти время, чтобы поправки заработали.
Мы не ждем похвалы, мы ждем доказательства наших прогнозов.
Мечтаю увидеть сам и чтобы увидели наши производственники, депутаты, члены правительства, работники министерств, которых мы убедили в нашей правоте, что поправки приносят результаты и работают на развитие нефтепереработки в Казахстане. Очень надеюсь, что результаты получатся хорошие.